Джнана (мудрость или знание) считается самым трудным из четырех основных путей йоги, требующих большой силы воли и интеллекта. В джняна-йоге разум используется для исследования своей собственной природы и для преодоления отождествления ума с его мыслями и эго. Основная цель джнана йоги - освободиться от иллюзорного мира майи (мыслей и восприятий) и достичь единства внутреннего Я (Атмана) с единством всей жизни (Брахман). Это достигается благодаря устойчивой практике ментальных техник самоанализа, рефлексии и осознанного просветления, которые определены в Четырех Столпах Знания.
Четыре Столпа Знания (садхана чатуштая) - это предписанные шаги к достижению освобождения в Джнана Йоге. Эти практики основаны друг на друге и, следовательно, должны практиковаться в последовательном порядке. Даже если у человека нет цели достичь освобождения, применение этих техник будет развивать духовное понимание и понимание, а также уменьшать страдания и неудовлетворенность жизнью.
Вивека (различение, различение) - это преднамеренное, непрерывное интеллектуальное усилие, чтобы различать реальное и нереальное, постоянное и временное, и Я и не-Я.
Вайрагья (бесстрастие, отрешенность) развивает непривязанность или безразличие к временным объектам мирских владений и разуму эго. «Только тогда, когда ум абсолютно свободен от всевозможных привязанностей, истинное знание начинает рассветать». - Свами Шивананда.
Шатсампат (шесть добродетелей) - это шесть умственных практик для стабилизации ума и эмоций и дальнейшего развития способности видеть за пределами иллюзий майи.
• Шама (спокойствие, спокойствие) - это способность сохранять ум спокойным, смягчая его реакцию на внешние раздражители.
• Дама (сдержанность, контроль) - это укрепление ума, способного противостоять контролю над чувствами, и тренировка чувств, которые можно использовать только как инструменты ума.
• Упарати (отречение, отречение) - это отказ от всех действий, которые не являются чьей-то дхармой (обязанностью). Следует простой образ жизни, который не содержит мирских отвлекающих факторов от духовного пути.
• Титикша (выносливость, терпение) - это терпимость к внешним непроизводительным ситуациям, которые обычно вызывают страдания, особенно в крайних противоположных состояниях (успех и неудача, жар и холод, удовольствие и боль).
• Шраддха (вера, доверие) - это чувство уверенности и веры в своего гуру (учителя), священные писания и йогический путь.
• Самадхана (фокус, концентрация) - это полная однонаправленность ума.
Мумукшутва (тоска, тоска) - это сильное и страстное желание достичь освобождения от страданий. Чтобы достичь освобождения, нужно быть полностью преданным этому пути с таким стремлением, чтобы все другие желания исчезли.
Может быть трудно понять или понять интеллектуальный подход джняна-йоги, и, поскольку можно легко переоценить интеллектуальные достижения, важно развивать на этом пути смирение и сострадание. Легко запутаться в конструкциях и мыслях ума и упустить из виду цель джняны: осознать божественное единство, присущее всем существам. Очевидно, что этот подход будет противопоказан любому, у кого есть психические заболевания или эмоциональная нестабильность. Также настоятельно рекомендуется найти компетентного учителя, прежде чем углубиться в путь джнана йоги.