Бхакти-йога - это один из четырех основных йогических путей к просветлению. Бхакти означает «преданность» или «любовь», и этот путь содержит различные практики, чтобы объединить бхакту (практикующего бхакти-йогу) с Божественным. Бхакти-йога считается самым легким йогическим путем для овладения и самым прямым способом испытать единство разума, тела и духа. В то время как хатха-йога требует сильного и гибкого тела, раджа-йога требует дисциплинированного и сосредоточенного ума, а джняна-йога требует острого интеллекта, единственное требование для бхакти-йоги - это открытое, любящее сердце. Но бхакти-йога хорошо дополняет другие пути йоги, и говорят, что джнана (знание или мудрость) рассветает сама собой, когда вы занимаетесь преданными практиками бхакти-йоги.
Эта глубоко духовная практика в значительной степени опирается на индуистский пантеон божеств. Каждое из этих божеств представляется гуманизированным аспектом единого Бога или Брахмана - во многом так же, как христианские святые представляют особые качества и качества Бога. Использование индуистских божеств в бхакти-йоге может стать большим препятствием для западных практикующих, особенно для тех, кто глубоко религиозен. Но использование индуистских божеств не требуется для этой практики - на самом деле, поиск ваших собственных объектов преданности будет тем более эффективным в достижении йоги (союза) с Божественным.
Существует девять основных практик бхакти-йоги, которые можно практиковать независимо или вместе. Каждая из этих конечностей создает определенное бхава (чувство), которое обращается к различным внутренним структурам практикующих.
Девять конечностей преданности
1. Шравана - «слушать» древние писания, особенно сильные, если они рассказаны святым или истинным бхактой.
2. Киртана - «поющие» религиозные песни, обычно исполняемые в формате группового вызова и ответа.
3. Смарана - «запоминание» Божества, постоянно размышляя над его именем и формой.
4. Падасевана - «служение стопам» Божественного, которое включает в себя практику карма-йоги (бескорыстного служения) и бхакти (преданности).
5. Арчана - «ритуальное поклонение» Божеству через такие практики, как пуджа (поклонение божествам) и хаван или хома (пожертвование огнем).
6. Вандана - «простирание» перед образом избранного человека или представление о Божестве.
7. Дася- «бесспорная» преданность Божеству, заключающаяся в культивировании служения воле Бога вместо собственного эго.
8. Сакхья - «дружба» и отношения, установленные между Божеством и преданным.
9. Атманиведана - «самоотдача» и полная отдача себя Божественному.
Самая популярная часть бхакти-йоги на западе - это киртана (обычно его называют киртаном), где национальные и местные киртаны исполняются еженедельно в небольших и крупных городах. Бхакти-йогу можно практиковать отдельно или интегрировать в другие виды йоги или духовные практики.
Преимущества бхакти-йоги огромны, как пишет Свами Шивананда: «Бхакти смягчает сердце и устраняет ревность, ненависть, похоть, гнев, эгоизм, гордость и высокомерие. Он вселяет радость, божественный экстаз, блаженство, покой и знание. Все заботы, заботы и тревоги, страхи, душевные муки и несчастья полностью исчезают. Преданный освобождается от колеса Самсары рождений и смертей. Он достигает бессмертной обители вечного мира, блаженства и знаний».
Конечная цель в практике бхакти-йоги - достичь состояния расы (сущности), чувства чистого блаженства, достигнутого в преданном предании Божеству.