САНСАРА: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ЗНАЧЕНИЕ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ

САНСАРА: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ЗНАЧЕНИЕ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ

Поиск спасения от страданий, присущих человеческой жизни, лежит в основе духовных поисков йоги. Будь то освобождение от негативных эмоций, физической боли и умственного волнения, йога дает нам инструменты, чтобы вырваться из наших циклов страданий. В конечном счете, бегство от сансары — бесконечного цикла рождений, смертей и перерождений — лежит в основе пути йога к обретению свободы от страданий.

Что такое сансара?

Санскритский термин сансара переводится как «блуждание» или «бесцельное блуждание». Сансара — это концепция реинкарнации, циклического существования, в котором наш дух или индивидуальная душа захвачены бесконечным колесом жизни, смерти и возрождения.

Йоги верят, что душа перевоплощается снова и снова, если она не достигла мокши, или освобождения. Концепция реинкарнации существует с древних времен и является частью верований буддизма, джайнизма и сикхизма.

Эти традиции описывают сансару как циклическое состояние бытия, в котором у нас нет другого выбора, кроме как испытывать боль, печаль и разочарование. Тем не менее, у нас есть возможность выбирать, как мы реагируем на наш текущий жизненный опыт. Следующее воплощение в жизни зависит от кармы, полученной в текущей и предыдущей жизнях. Если мы не выбираем мудро, мы накапливаем еще больше плохой кармы, которая еще больше заманит нас в ловушку этого круговорота страданий.

В традициях индуизма и йоги сансара — это путешествие атмана, чистого сознания универсального Я, через различные тела, сферы и состояния бытия. Единственный способ вырваться из бесконечного цикла перевоплощений — это достичь мокши, или просветления.

Сансара, карма и привязанность

Привязанность, желание, отвращение и невежество являются коренными причинами страданий и создания негативных кармических деяний. Мы накапливаем положительную и отрицательную карму на основе наших мыслей, слов и действий. Если мы накопили достаточно негативной кармы, мы переродимся в низших сферах существования. Если мы накопили достаточно положительной кармы, мы в конечном итоге достигнем более высоких планов существования.

Накопление кармы и усиление привязанности сковывает и опутывает дживу или индивидуальную душу паутиной или «морем сансары», что приводит нас к дальнейшим страданиям. Но когда мы практикуем йогу, мы начинаем видеть эти модели привязанности и отвращения по мере того, как они возникают внутри нас самих. Пока мы остаемся привязанными к жизни, мы будем испытывать повторяющиеся рождения и смерти. Но когда мы отпускаем привязанности, мы освобождаемся от страданий и можем начать освобождаться от цикла перевоплощений. Это ведет к свободе или мокше, конечной цели объединения дживы с Брахманом, универсальной душой.

Происхождение сансары

Концепция сансары впервые обсуждалась в ранних текстах Упанишад, но она не была полностью сформированной философией примерно до 5 века до нашей эры. Вскоре она стала центральной концепцией во всех развивающихся индийских религиях и восточных философиях. Бхагавадгита, составленная во втором веке до нашей эры, далее объясняла и связывала концепцию сансары с практиками йоги.

Это Я никогда не рождается и никогда не погибает; и возникнув, не перестанет быть снова. Оно не рождённое, вечное, неизменное, вечно одинаковое (не затронутое обычными процессами, связанными со временем). Оно не убито, когда тело убито. Как человек, сбрасывающий ветхую одежду, надевает новую одежду, так и облеченная в тело душа, покидая ветхие телесные жилища, входит в другие, новые.

Сансара, майя и авидья

Майя (иллюзия или неведение) – это наши воспоминания, восприятия, суждения и другие психологические искажения окружающего мира. Это искаженное ощущение реальности проявляется как чувство разделения между собой и вселенной и как психологический фильтр, окрашивающий наши переживания. Майя усиливает эго, укрепляет привязанности и определяет нашу индивидуальную историю. Таким образом, майя увековечивает наши страдания, а также мешает увидеть и обнаружить источник наших страданий.

Авидья имеет похожее значение, но отличается от концепции майи. Майя — это универсальное состояние иллюзии, тогда как авидья — это духовное невежество. Авидья — это неправильное представление о нашей истинной реальности, вера в то, что временное — вечно, нечистое — чистое, а удовольствие — болезненное. Это ложное и искаженное представление о реальности и есть первичная клеша, ментальные модели, создающие страдание и привязывающие нас к сансаре.

Невежество держит нас в ловушке иллюзий ума. Как только мы признаем эти умственные построения ложными, мы освобождаемся от цепей авидьи. Снятие этих завес невежества и заблуждений позволяет нам увидеть истину, заключающуюся в том, что все мы взаимосвязаны. Чем больше мы снимаем эти завесы, тем ближе мы подходим к просветлению.

Сансара и мокша

Мокша — это путь освобождения от страданий и достижения самореализации. Это состояние чистого сознания, в котором нет разделения между собой и божественным. Мокша — единственный способ вырваться из непрерывного цикла рождений и смертей.

Хотя хорошая карма, духовная практика и преданность божественному могут помочь нам освободиться от циклов перерождений, в конечном итоге мы должны работать над достижением мокши. Чтобы достичь этого состояния освобождения, нам нужно очистить свой ум с помощью медитации, преданности и созерцания. Мокша — это основной путь к освобождению от бесконечного круговорота сансары и достижению свободы и освобождения.

Практика йоги для сансары

Основная цель йоги — освободить нас от круговорота сансары, но это невероятно сложная практика. Йога учит нас отпускать наши эгоистические желания и привязанности и принимать истину, что между нами и всем остальным нет разделения; мы едины со всем. Это достигается за счет развития мудрости (праджня), сострадания (каруна), самоисследования (вивека) и невозмутимости (упекша).

Что еще более важно, йога учит нас принимать и наслаждаться игрой сансары вместо того, чтобы отказываться от нее. Мы учимся жить в гармонии с природными циклами, жить здесь и сейчас и наслаждаться каждым моментом своей жизни.

Вывод

Йога была создана как путь к свободе от страданий, будь то поиск лучшей жизни в мире или выход из цикла смерти и возрождения. Благодаря регулярной практике мы развиваем навыки, необходимые для освобождения от оков кармы, устранения причин страданий и достижения мокши.

Даже на интеллектуальном уровне мы можем извлечь пользу из изучения и понимания философии сансары. Понимание механики реинкарнации помогает нам сделать шаг назад и увидеть, как наши действия влияют на наши будущие жизни и как наши кармические поступки и прошлые жизни влияют на наши психологические модели и душевные страдания. Знание сансары дает нам более широкий взгляд на повседневную жизнь и помогает нам понять, почему мы делаем то, что делаем. Это также побуждает нас вести добродетельную жизнь, творить благую карму, а духовные занятия способствуют лучшему будущему, будь то в этой жизни или в будущих жизнях.

Дата публикации: 08.01.2022 г.